Адрес:
ул. Сакко и Ванцетти, 23А
Адрес:
ул. Студенческая, 22

Образование

Реализуемые уровни образования: дополнительное образование детей и взрослых

Форма обучения: очная, дистанционная

Преподавание ведется на русском языке

Типы и виды программ

Учебный план Центра на 2024-2025 учебный год

Пояснительная записка

Учебный план Центра дополнительного образования детей (далее Центр) разработан в соответствии с Федеральным Законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями и дополнениями), постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Уставом, Образовательной программой, локальными нормативными актами.
Образовательная деятельность Центра осуществляется согласно выписке из реестра лицензий: статус лицензии-действующая; регистрационный номер лицензии: № Л035-01297-33/01350285; дата предоставления лицензии: 15.08.2024.
Учебный план отражает цели и задачи образования и воспитания в Центре, направленные на развитие индивидуальных, творческих возможностей и способностей обучающегося.
Учебный разработан на основе учета профессионального потенциала педагогического коллектива, запросов и пожелания детей, потребности семьи, других образовательных организаций, национально-культурных традиций, особенностей города Владимира и Владимирской области.
Учебный план предусматривает реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ по трем направленностям:
 естественнонаучная
 социально - гуманитарная
 художественная
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в Центре с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. Сроки освоения дополнительных общеобразовательных программ устанавливаются в соответствии с нормативными сроками, определяемыми содержанием программ, разрабатываемых Центром самостоятельно, могут быть:
 краткосрочные - срок освоения -1 год;
 среднесрочные - срок освоения от 2-х лет до 4-х лет.
Все дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы разработаны с учётом новых требований к сертификации дополнительных общеразвивающих программ и отвечают требованиям «Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года», где сказано, что, «одним из принципов проектирования и реализации дополнительных общеобразовательных программ является разноуровневость». Разноуровневость программ выражается содержанием в них учебного материала, фонда оценочных средств, дифференцированных по принципу уровневой сложности.
Каждый участник Программы имеет право на стартовый доступ к любому из уровней, которое реализуется через организацию условий и процедур оценки изначальной готовности участника (где определяется та или иная степень готовности к освоению содержания и материала заявленного участником уровня).
Учебный план выстроен для разной категории детей: для одаренных детей и детей, проявляющих выдающиеся способности; для детей, проживающих в сельской местности; для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; оказание им и их родителям адресного информационного консультирования.
Образовательная деятельность учебного плана направлена на:
 создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся в возрасте преимущественно от 7 до 18 лет;
 формирование и развитие творческих способностей, организацию свободного времени детей и подростков;
 удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно- эстетическом, нравственном и интеллектуальном развитии, физическом совершенствовании;
 формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
 обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
 выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
 социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
 формирование общественной активности и ключевых компетенций: коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной, учебно-познавательной, личностной;
 развитие организаторских способностей обучающихся и их лидерских качеств;
 обеспечение профилактики девиантного поведения обучающихся;
 взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Нормативно-правовой основой проектирования учебного плана Центра являются:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.
3. Проект Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
4. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержденный 30 ноября 2016 года протоколом заседания президиума при Президенте РФ.
5. Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный 7 декабря 2018 г.
6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 г. №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным. общеобразовательным программам».
4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
5. Постановление Главного государственного санитарного врача.
Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
6. Письмо Минобрнауки России от 28.04.2017 N ВК-1232/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей»).
7. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ от 18.11.2015 г. Министерства образования и науки РФ.

Перечень документов, регламентирующих деятельность Центра в области реализации программ дополнительного образования
1. Учебный план дополнительного образования;
2. Годовой календарный график;
3. Приказы Центра на тарификацию нагрузки педагогов дополнительного образования;
4. Приказы на зачисление, отчисление, переводе воспитанников на последующий год обучения;
5. Должностные инструкции педагога дополнительного образования;
6. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа.
7. Расписание занятий.
В детские объединения Центра принимаются все желающие, прошедшие собеседование с психологом и педагогами Центра, при планировании и проведении занятий педагоги учитывают особенности развития обучающихся.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются непосредственно образовательной программой, разработанной и утвержденной в соответствии с установленным порядком утверждения программ в Центре.
К освоению дополнительных общеобразовательных программ Центра допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой и требованиями реализуемой образовательной программы в соответствии с возрастом и имеющейся подготовкой.

В учебном плане соблюдены основные требования и принципы организации образовательного процесса Центра

 вариативность (право выбора обучающимися любых направлений и сфер деятельности);
 преемственность, непрерывность и взаимообусловленность (этапов развития личности, ее способностей, мотивов, видов деятельности, увеличение часов на группу по годам обучения, уменьшение численности и особый режим организации обучения в творческих и спортивных группах), практико-деятельностная основа образовательного процесса и системно-деятельностный подход;
 рациональность (сбалансированность между составляющими частями, циклами, областями, уровнями образовательного процесса и его организационными формами);
 актуальность и перспективность (соответствие реальному времени, наличие резервов, гибкость плана);
 целостность и полнота (обеспечение широты развития личности, учебных потребностей отдельного человека и социума).
 принцип гуманизации, предполагающий такую организацию учебного процесса, при которой создаются условия для самовыражения, самоопределения, саморазвития обучающихся и предусматривается возможность разработки индивидуального образовательного маршрута через введение консультативных часов и разработку специальных и факультативных программ для творческих групп, спортивных команд, ансамблей и т.д.;
 принцип учета возрастных психолого-физиологических особенностей предусматривает особый подход к организации, выбору форм, технологий в соответствии с полом, возрастом, состоянием здоровья и психологическим развитием обучающихся; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
 возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
 единство обучения, воспитания, развития. 

Применение современных образовательных технологий

В основе технологий, являющихся ориентиром для выстраивания образовательной деятельности, находятся личностно ориентированные технологии обучения и воспитания.
Введение системы интерактивного обучения сводится к тому, что между ребенком и изучаемым им вопросом исчезают промежуточные звенья, ребенок начинает «общаться» непосредственно с наукой, используя характерные для нее методы и средства.
Педагог перестает быть простым транслятором знаний «по его вопросу», но и ребенок из пассивного слушателя превращается в субъекта науки. Коллективные способы обучения направлены на формирование коммуникабельной, толерантной, обладающей организаторскими навыками и умеющей работать в группе, коллективе личности. В основе активных методов обучения лежит побуждение к практической и мыслительной деятельности.
Данные технологии позволяют усовершенствовать процесс обучения и воспитания.
 здоровьесберегающие технологии
 технология педагогической поддержки О.С. Газмана
 технология дифференцированного и индивидуального подхода
 информационно-коммуникационные технологии
 технология коллективного творческого воспитания И.П. Иванова
 методы и приемы развития креативного мышления
 игровые технологии
 проект – технологии
 технологии разноуровневого обучения;
 технологии социального самоопределения;
 технологии духовного развития;
 технологии сотрудничества;
 технологии интегративного обучения;
 технология развития индивидуальных творческих способностей.
 система инновационной оценки «Портфолио»
 педагогика сотрудничества
Педагогические технологии, реализующиеся в образовательном процессе, отвечают критериям технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость.

Особенности режима и форм организации образовательного процесса

Учебный план рассчитан на пятидневную рабочую неделю и реализуется в соответствии Годовым календарным графиком на 2024-2025 учебный год, который утвержден приказом директора от 06.08.2024 года № 3.
Продолжительность учебного периода составляет с 09 сентября 2024 года и по 31
мая 2025 года-38 учебных недель.
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному директором Центра.
Режим работы и расписания максимально учитывает учебную нагрузку обучающихся по основным и дополнительным общеобразовательным программам и отвечает запросам родителей (законных представителей).
Воспитательные и конкурсные мероприятия, в зависимости от программы, реализуются согласно рабочей программы по воспитанию.
Центр организует образовательную деятельность в соответствии с учебными планами объединений по интересам, сформированных в группы обучающихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющихся основным составом объединения.
В Центре обучение может вестись по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами центра, приказами директора.
В случае снижения фактической посещаемости в учебных группах относительно утвержденного учебного плана в течение года группы могут быть объединены. Высвобождаемые в этом случае средства могут быть использованы для открытия новых детских объединений.
В Центре обучение проходит как в очной так и в дистанционной форме. В период приостановки образовательной деятельности учреждения для всех воспитанников учебный процесс продолжается в дистанционной форме посредством применения онлайн-платформ.
Продолжительность занятий детей в Центре с понедельника по пятницу, как правило, не превышает 6,5 часов:
- 3-4 занятия по 40 минут с двумя 30 минутными перерывами на прием пищи, и тремя перерывами 10 минут – для воспитанников 7-11 лет;
- 5-6 занятий по 40 минут с двумя 30 минутными перерывами для приема пищи и четырьмя перерывами по 10 минут – для воспитанников 12-17 лет.
В образовательном процессе педагогами используются традиционные и нетрадиционные формы проведения занятий: теоретические (лекции, беседы, рассказ), практические (изготовление моделей, сувениров, разучивание и исполнение композиций, конкурсы, викторины, экскурсии), игровые (интеллектуальные, развивающие, музыкальные, деловые игры, дискуссии), комбинированные (работа над проектами, соревнования, тренинги).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ учебная нагрузка может включать в себя теоретические занятия и практические учебные занятия. Практические занятия, в том числе предусматривают конкурсно-массовые, концертные и досуговые мероприятия, подготовку к ним, зачетные (итоговые) занятия, тренинги, экскурсии, посещение различных учреждений и мероприятий.

Организация образовательного процесса в Центре характеризуется следующими особенностями:
• Приём в центр осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями)
• Зачисление в объединения Центра осуществляется на основании заключения Договора оказания услуг его родителями (законными представителями).
• Обучающиеся имеют возможность удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятия.
• Организация образовательного процесса предполагает соответствие технике безопасности и санитарным требованиям.
• Предусматривается следующая форма организации учебных занятий: групповые, индивидуальные занятия, малые группы (подгруппы).

• При реализации дополнительных общеобразовательных программ Центр может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместного труда и (или) отдыха обучающихся родителей (законных представителей).
• Дополнительные общеобразовательные программы центра могут реализовываться в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) посредством сетевых форм их реализации. Для осуществления форм сетевой реализации центр заключает договора о совместной деятельности.
• В соответствии с частью 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326) при реализации дополнительных общеобразовательных программ в центре используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
• При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально.
• Формы аудиторных занятий, а также формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся определяется в соответствии с дополнительными общеобразовательными программами.
• Утвержденный перечень детских объединений Центра включает следующие виды: студия, секция, ансамбль, группа, объединение, школа, клуб и другие. Все они в дальнейшем носят общее название – учебная группа, которая является единицей для тарификации педагогических работников Центра.
• Плановый численный состав учебных групп устанавливается по комплектованию с учетом требований санитарных норм для Центра.
• Изменение количества обучающихся в учебной группе в меньшую сторону разрешается только по письменному согласованию с администрацией Центра и на основании актов обследования рабочих мест.
• Объем учебной нагрузки обучающихся, распределение учебного времени по годам обучения представлены в дополнительных общеобразовательных программах и комплектовании.
Следовательно, отсутствие в Центре жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности; ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка; возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка; единство обучения, воспитания и развития; практико-деятельностная основа образовательного процесса, комфортные условия для творческого развития обучающихся - содействуют развитию гармоничной всесторонне развитой личности. 

Особенности образовательного процесса для разных возрастных групп обучающихся

При реализации дополнительных общеобразовательных программ учтены психолого-педагогические особенности обучающихся разного возраста.
Возраст от 5 до 6 лет. В этом возрасте формируются навыки планирования последовательности действий. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку – величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Начинает складываться произвольное внимание. Дети могут распределять роли до начала игры и строить своё поведение, придерживаясь роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых. В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление, совершенствоваться обобщение, что является основой словесно- логического мышления. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации. Начинается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Продолжает совершенствоваться речь, в том числе её звуковая сторона. Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.
Возраст от 6 до 7 лет. Дети подготовительной группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровое пространство усложняется. Обучающиеся могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры. Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ещё ограничиваются наглядными признаками ситуации. Внимание дошкольников становится произвольным. В результате правильно организованной образовательной 15 работы у дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей, как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника. К концу дошкольного возраста ребёнок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Младший школьный возраст. Основным видом деятельности становится учение, но игровая деятельность сохраняется как переходная стадия из дошкольного детства в младший школьный период. Обучающимся младших классов нравится новая роль ученика, их привлекает сам процесс учения, особенно если в него интегрирован процесс игры. Развитие воображения в этом возрасте закладывает основы пространственного мышления, естественной логики и полисистемность в решении жизненных задач, а также увеличивает эмоционально-чувственную сферу. Можно отметить следующие характеристики детей младшего школьного возраста: доверчивость, фантазия, эгоцентризм, субъективизм, страх неудачи, игровой и исследовательский характер познания, конформизм. Ученики воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы. Дети считают, что, если они «стараются», значит, хорошо учатся. Очень стремятся к одобрению со стороны учителя. Появляются новые потребности: овладевать новыми знаниями, точно выполнять требования учителя, приходить в школу вовремя, потребность в одобрении со стороны взрослых, потребность выполнять определенную общественную роль. Обычно потребности младших школьников первоначально носят личностную направленность. Каждый из них требует к себе большего внимания, чем остальные. Постепенно развивается социализация и чувство коллективизма, потребности приобретают общественную направленность. Проявляется инициативность, ответственность за себя и одноклассников, развивается коммуникабельность. В младшем школьном возрасте закладываются основы таких социальных чувств, как патриотизм и национальная гордость, пунктуальность, авторитетность, содружество, деликатность и гибкость в общении. Ценностные приоритеты данного возраста: игры, дружба, семья.
Средний школьный возраст. Основным видом деятельности подростка является учение, получение знаний, но появляется немаловажный элемент – коммуникативность. Подросток приступает к систематическому овладению основами наук. Обучение становится многопредметным. Подросток чаще всего связывает обучение с личными, узко практическими целями. Ему необходимо знать, зачем нужно выполнять то или другое задание. Таким образом он ищет цель и интерес в той или иной деятельности. Подросток пытается реализовать потребности в общении, статусе и интеллектуальном развитии. Он начинает относить себя к определенному слою микросоциума, демонстрирует замкнутость и недоверие к старшим, пытается продемонстрировать всем вокруг свои навыки и умения (развивая их). Подростки любят подвижные игры, но такие, которые содержат в себе элемент соревнования. Подвижные игры начинают носить характер спортивных. В этих играх на первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость, ловкость, быстрота. Увлекаясь игрой, подростки часто не умеют распределить время между играми и учебными занятиями. Начинают искать всевозможные решения задач, вносить коррективы в приоритетные виды деятельности, формировать собственное мировоззрение (при этом ссылаясь на коллективизм). При этом отсутствует фактор глубокого осмысления проблемы. Подросток стремится к самостоятельности в умственной деятельности, высказывает свои собственные суждения. Вместе с самостоятельностью мышления развивается и критичность. В эмоциональной сфере проявляется агрессивность и экспрессивность, неумение сдерживать себя, заниженная или завышенная самооценка, резкость в поведении. Появляется состояние внутреннего конфликта (личностного). Для подросткового возраста характерен активный поиск объекта для подражания. Можно отметить следующие характеристики: самокритичность, негативизм, замкнутость, самоуверенность, авантюризм, социальная активность, дружба, любовь, материализм и собственничество. Утрачиваются прежние авторитеты и приоритеты, эмоциональная сфера становиться более хрупкой и неустойчивой к генезису социума.
Старший школьный возраст Основным видом деятельности в юношеском возрасте является общение и коммуникабельность, но учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности. В этом возрасте встречаются два типа обучающихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами обучающихся, их намерениями в будущем, мировоззрением, саморазвитием и самоопределением. Активно формируются устойчивые ценности и системы ценностей, корректируется мировоззрение. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. В старшем школьном возрасте устанавливается довольно прочная связь между профессиональными и учебными интересами. Выбор профессии способствует формированию учебных интересов, изменению отношения к учебной деятельности. В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, происходит поиск смысла. Очень сильно развивается творчество и системность. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Обучающиеся старшего школьного возраста любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Большим приоритетом в деятельности становится анализирование и структурирование, а также этическиая и нравственная составляющая. Укрепляется волевая сфера. Развивается целеустремленность, инициативность, настойчивость и самокритичность. В этом возрасте укрепляется выдержка и самообладание, усиливается контроль за движением и жестами, проявление положительных качеств. Можно отметить следующие характеристики: максимализм, эстетический и этический идеализм, благородство и доверчивость, внутренняя борьба, стремление к новому и неизведанному, бескорыстная любовь, стремление к эстетичности 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА

С учетом запросов детей, потребностей семьи и особенностей социума сформирован Перечень дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (далее-программы) на 2024-2025 учебный год, которые рассмотрены на Педагогическом совете (протокол № 1 от 29.08.2024г.) и утверждены приказом директора от 30.08.2024 г. от № __.
Дополнительные общеобразовательные программы центра обновлены с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
Программы Центра представляют собой нормативно-констатирующий документ и включают в себя следующие обязательные структурные элементы: пояснительную записку, учебно-тематический план, краткое аннотированное содержание, механизм отслеживания и контроля знаний, умений и навыков, сформированных по каждому году обучения, список литературы.
Ответственность за своевременность составления, обновления содержания и экспертизу программ лежит на педагогах, их реализующих.
Порядок прохождения программы регулируется календарно-тематическим планом. В случае невозможности прохождения Программы в соответствии с календарно- тематическим планом (карантин, болезнь педагога, командировка, сессия и др.) педагог вправе объединять темы, менять их местами, использовать другие приемы для прохождения программы в полном объеме по содержанию, включать дополнительные темы, с учетом интересов и спроса обучающихся по согласованию с руководителем Центра.
Программы, реализуемые в Центре, направлены на развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий, учебной (предметной) компетентности обучающихся, составляющих психолого- педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Реализация программ ведется на основе использования современных образовательных технологий, форм, методов организации учебно-воспитательного процесса, его контроля и управления.
Все программы – модификационные.
Обучающиеся, не освоившие дополнительные общеобразовательные программы в установленные сроки, имеют право на повторное прохождение учебного курса в темпе, соответствующем их способностям, или по индивидуальному плану.
Одарённые дети и обучающиеся, проявляющие выдающие способности могут осваивать программу в ускоренном темпе и по результатам деятельности переводиться на следующий этап обучения, в том числе, минуя несколько этапов. Обучающиеся, занимавшиеся аналогичной деятельностью в ином образовательном учреждении или ранее самостоятельно освоившие предмет, могут быть приняты на соответствующий этап обучения по итогам собеседования, тестирования, на основании предоставленных документов о достижениях (сертификаты, удостоверения, грамоты, дипломы, свидетельства, рекомендации и др.)
Обучающиеся, закончившие прохождение программы, могут включаться в списочные составы учебных групп и принимать участие в работе объединения, проходить социальные практики, профессиональные пробы, стажировки в качестве инструкторов, помощников педагогов, тьютеров на общественных началах, без выполнения педагогических функций.
Контроль качества образования проводится в соответствии с Программой внутреннего контроля деятельности на 2024-2025 учебный год. Программа состоит из следующих направлений:
1.Контроль ведения документации. 2.Контроль качества знаний обучающихся. 3.Контроль посещаемости обучающихся.
5. Контроль реализации Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
6. Контроль деятельности по охране здоровья, формирования здорового образа жизни обучающихся.
7. Контроль деятельности педагогов в межаттестационный период.
8. Контроль подготовки к промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.
Выполнение учебного плана контролируется ежемесячно по журналам, а также через посещение администрацией Центра открытых мероприятий, творческих отчетов, выставок, презентаций; изучение и утверждение программ, тематики планирования занятий.
В 2024-2025 учебном году учебный план Центра включает дополнительные общеразвивающие программы по трем направленностям. 
Учебный план представлен восьмью программами естественнонаучной направленности.
Программы направлены на организацию материала, обеспечивающего доступ как к базовым знаниям в области начальных представлений об окружающем мире, так и сложным и специфическим знаниям в области биологии и экологии, изучение околопрофессиональных и профессиональных знаний в данном виде деятельности. Содержание материала программы, включает разработку и защиту творческих научно- исследовательских, технических и.т.д.) проектов обучающихся конкурсных мероприятиях на разном уровне. Программа способствует формированию интереса к научно- исследовательской деятельности.
Программы рассчитаны от 1 года до четырех лет обучения, группы для обучающихся преимущественно 7-17 лет.
Учебный план социально - гуманитарной направленности предполагает освоение обучающимися по семнадцати дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам.
Целью учебного плана по социально-гуманитарной направленности является создание условий для формирования у обучающихся активной жизненной позиции, социальной мобильности.
Задачи:
1. Развивать общественную активность обучающихся, реализацию их в социуме, профессиональное самоопределение.
2. Развивать коммуникативные умения и навыки конструктивного общения в социальной среде;
3. Воспитывать отношение делового сотрудничества, взаимопонимания и взаимоуважения, терпимого отношения к людям, чувства дисциплинированности и ответственность за жизнь других людей.
4. Поддержка социальных инициатив и достижений обучающихся.
Работа по данным программам предусматривает разработку социально-значимых проектов, проведение презентаций, участие обучающихся в социально значимых акциях, а также в выставках, конкурсах.
В процессе занятий по программам учебного плана обучающиеся развивают мышление, память, внимание, получают и совершенствуют специальные практические способности, необходимые в выбранном виде деятельности.
Обучаясь по данным программам, ребенок приобретает личный социальный опыт, у него развиваются такие качества личности, как трудолюбие, организованность, собранность, чувство долга и ответственность, предприимчивость, требовательность к себе, культура общения и поведения, коммуникабельность; ребенок может реализовывать в социально значимых делах и общественно значимой деятельности, овладевает способами постановки жизненно важных целей, определение маршрута своего развития.
Занятия в объединениях социально-гуманитарной направленности способствуют профессиональной ориентации и социализации обучающихся.
Социально - гуманитарная направленность реализуется по Программам со сроком реализации от 1 года до 4 лет в группах для обучающихся преимущественно 7-99 лет.

Учебный план Центра художественной направленности предполагает освоение обучающимися одной дополнительной общеобразовательных общеразвивающих программ.
Целью программ художественной направленности является содействие эстетическому, нравственному, патриотическому, этнокультурному воспитанию детей путем приобщения к искусству, народному творчеству, художественным ремеслам и промыслам, а также сохранению культурного наследия народов Российской Федерации.
Задачи:
1. Развивать у обучающихся эстетические, духовно-нравственные качества личности, творческие способности средствами различных видов искусства: изобразительного, декоративно-прикладного, музыкального (танцевального).
2. Развивать художественный вкус, художественные способности и склонности к различным видам искусства и декоративно-прикладного творчества.
3. Воспитывать у обучающихся эмоциональную отзывчивость и активное эстетическое отношение к действительности, к явлениям художественной культуры, к искусству, к народным традициям.
В процессе занятий по программам художественной направленности у обучающихся активизируются эмоциональная сфера, познавательная и мыслительная деятельность; развиваются коммуникативные умения (общаться со сверстниками, работать в коллективе).
Художественная направленность реализуется по Программам обучения со сроком реализации от 1 года до 3 лет: группы для обучающихся преимущественно 5-18 лет. 

Социальные практики и профессиональные пробы

Для формирования у обучающихся знаний и базовых навыков в областях, обеспечивающих активную социальную адаптацию, в Центре реализуется курс социальных практик различных направленностей.
Основной целью программ социальной практики является: создание условий для формирования коммуникативной культуры обучающихся, приобретения ими навыков и умений социальной самоорганизации в решении общественно значимых проблем.
Задачи курса социальных практик:
• вовлечение обучающихся в социально-значимую деятельность;
• приобретение практических умений коммуникативной культуры в процессе осуществления различных социальных взаимодействий;
• овладение проектным методом;
• развитие активной и ответственной гражданской позиции обучающихся;
• приобретение навыков формирования индивидуальных моделей поведения, адекватных ситуаций решения и преодоления проблем, сопровождающих деятельность обучающихся во время прохождения социальной практики, умения применять теоретические знания в конкретной ситуации.
Срок реализации программы социальных практик определяется педагогом дополнительного образования самостоятельно с учетом возрастных особенностей обучающихся. Все мероприятия имеют циклический характер, поэтому могут повторяться ежегодно с учетом возраста и общей нагрузки обучающихся по основной дополнительной общеобразовательной программе. Социальные практики могут реализовываться как в рамках дополнительной общеобразовательной программы, представленные одним из разделов или распределенные по темам, так и отдельным модулем программы.
Социальная практика предусматривает различные направления деятельности, в том числе:
• самоуправление - участие в организации детско-юношеского самоуправления во всех его проявлениях на уровне учебной группы, детско-юношеского объединения, структурного объединения, Центра;
• самоорганизация и личностный рост - оформление и ведение «дневника личностного роста» - портфолио, портфолио творческого объединения, тренинги личностного роста, командообразования, целеполагания, формирования лидерских качеств, саморазвития и самообразования, концертная, конкурсная деятельность, участие в соревнованиях: соотнесение собственных результатов с результатами других, конкурентное поведение, корректировка своей рейтинговой позиции и т.п.;
• волонтерская деятельность – участие в акциях, посвященных лицам с ограниченными возможностями (конкретные проявления заботы об инвалидах, ветеранах, младших в рамках Декады инвалидов, Дня пожилого человека, Дня Победы, Весенней недели добра), участие в реализации социальных проектов;
• профессиональная ориентация, профессионально-ролевая деятельность - стажировка в качестве члена жюри конкурсов, судейство на соревнованиях, аниматора, помощника воспитателя, педагога дополнительного образования, деятельность по самообслуживанию, участие в организации и проведении массовых мероприятий;
• здоровьесбережение – участие в мероприятиях, направленных на сохранение и укрепления здоровья, в экскурсиях, учебно-тренировочных сборах, выездных мероприятиях и другие направления.
В рамках программы социальной практики педагог самостоятельно в зависимости от интересов, возраста, запроса законных представителей разрабатывает конкретный учебно- тематический план, который обеспечивает целостную систему социализации и развития обучающихся. Общий объем нагрузки на каждого обучающегося по программам социальной практики, как правило для обучающихся от 7 лет составляет 36 часов в год; обучающихся старше 9 лет – 72 часа в год; старше 12 лет до 108 часов в год. Организация социальных практик может проводиться в группах переменного состава, временных творческих детско-юношеских коллективах. Количество обучающихся в каждой группе от 10 до 15 человек (в зависимости от года обучения и возраста).
Проведение занятий индивидуальных и по подгруппам возможно в случаях, предусмотренных программами и отраженных в календарно-тематическом плане (но не более 10% индивидуальных и не более 20% по подгруппам от общего количества часов по программе), за исключением дополнительных общеобразовательных программ для детей индивидуального обучения.
По каждому году обучения ставятся свои целевые установки, позволяющие осуществить постепенный переход от выявления интересов и способностей ребенка через развитие личности на основе дифференцированного подхода к творческой деятельности и профессиональному самоопределению.
В целях реализации Концепции профильного обучения и предпрофильной подготовки в Центре ведется разработка, экспериментальная апробация и реализация программ предпрофильной подготовки, в том числе через реализацию индивидуальных планов.  

Основные формы организации образовательного процесса:

• Учебная группа – основная организационная единица объединений.
• Индивидуальные занятия – проводятся с одаренными детьми и детьми, проявляющими выдающиеся способности; с детьми, проживающими в сельской местности; с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
• Клуб – объединение воспитанников и родителей (законных представителей) по интересам, и воспитанников старшего возраста. Данная форма организации образовательного процесса представлена в объединениях социально-гуманитарной направленности «Литературный клуб» и «Клуб ЧГК».
Реализуемые Программы каждой направленности предполагают психолого- педагогическую поддержку и формирование навыков социальной адаптации детей, находящихся в социально - опасном положении и трудной жизненной ситуации с несформированными образовательными потребностями. 

Системность оценки освоения дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ:

В соответствии сч.1 ст.58. Федерального закона от 29.12.2012 № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», освоение образовательных программ сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся.
Промежуточная аттестация проводится как оценка результатов обучения за учебный год, включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе.
Мониторинг уровня обученности осуществляется в сроки проведения промежуточной/итоговой аттестации декабрь, май месяцы.
Под уровнем обученности понимаются две группы образовательных результатов личностный и метапредметный.
Личностный результат характеризуется следующими показателями: мотивация (учебная, достижения), самооценка, социальная адаптация, нравственно - этические ценности.
Метапредметный результат характеризуется следующими показателями: креативность; критическое мышление; владение технологиями поисковой, изобретательской, творческой деятельности; умение превращать теорию в практику.
Педагог вправе осуществлять мониторинг, в том числе иных личностных и метапредматных результатов, определенных целью дополнительной общеобразовательной программы.
В Центре разработана и действует своя система диагностики и мониторинга (усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ) образовательного пространства.
Входной контроль – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса.
Первичная диагностика проводится в группах первого года обучения с целью определения уровня мотивации, подготовленности, развитости или степени творческих способностей обучающихся в начале цикла обучения. Анализ результатов первичной диагностики (входного контроля) даёт возможность педагогу подобрать оптимальный объём учебных материалов для каждой группы, определить индивидуальный маршрут обучения учащемуся, запланировать, при необходимости, дополнения и изменения в учебно-тематическом плане.
Текущий контроль – это оценка качества усвоения учащимися содержания конкретной образовательной программы в период обучения после начальной аттестации до промежуточной (итоговой) аттестации.
Текущий контроль осуществляется педагогами дополнительного образования на каждом занятии в форме наблюдения или итоговых занятий по пройденным темам с целью определения фактически достигнутых учащимися результатов в процессе освоения отдельных тем дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.
Проведение входного контроля и текущей аттестации осуществляется самим педагогом.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся в объединениях Центра рассматривается педагогическим коллективом как неотъемлемая часть образовательного процесса, так как позволяет всем его участникам оценить реальную результативность их совместной образовательно-воспитательной деятельности.
Итоговая аттестация проводится с целью представления результатов работы за учебный год в форме открытых занятий, защиты индивидуальных проектов обучающихся и других мероприятий.
Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится, 1 – 2 раза в учебном году: в I полугодии – промежуточная, во II полугодии – итоговая или промежуточная (в зависимости от срока обучения).
Сроки проведения промежуточной аттестации: в I полугодии – январь, итоговой (или промежуточной (в зависимости от срока обучения) во II полугодии – май.
Анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации показывает уровень развития способностей и личностных качеств учащегося в процессе освоения им дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, их соответствие прогнозируемым результатам образовательной программы.
Аттестация обучающихся предполагает уровневый подход к содержанию дополнительного образования, который основывается на уровнях репродуктивном, эвристическом, креативном.
Результаты каждого уровня оцениваются в баллах. Определённый диапазон соответствует высокому, среднему или низкому уровню усвоения содержания Программы.
Рейтинговая шкала оценивания предусматривает от 0 до 3 баллов, в которой: 0 балов – не выполнил задание;
1 балл – выполнил с помощью педагога, допуская ошибки (репродуктивный уровень); 2 балла – выполнил самостоятельно в рамках программы (эвристический уровень);
3 балла – выполнил самостоятельно творчески (креативный уровень).
Высокий уровень усвоения учащимися содержания Программы при 2,6-3 балла;
Средний уровень усвоения учащимися содержания Программы – при 2,0-2,5 баллах;
Низкий уровень усвоения учащимися содержания Программы – при 1,0-1,9 баллах.
Важной частью отслеживания результативности деятельности объединений является психолого-педагогические показатели, характеризующие процессы личностного развития обучающихся.
По итогам образовательной и воспитательной деятельности в конце учебного года по каждому обучающемуся или детско-юношескому коллективу подводится контрольный результат, проводится творческий отчет или итоговые занятия, в том числе с присутствием родителей и законных представителей обучающихся.
Объективными показателями результативности образовательного процесса в Центре также является устойчивость интереса детей к предлагаемой деятельности, выражающейся в сохранности контингента детей по годам обучения.
По результатам итоговой аттестации обучающимся выдаётся удостоверение установленного образца. Обучающимся, поступающим в учебные организации по профилю освоенной программы, даются отзывы, характеристики и рекомендации.
После проведения итоговой или промежуточной аттестации обучающихся и подведения итогов работы пелагические сотрудники сдают отчет за 2024-2025 учебный год.
Формы аттестации, контроля и учета достижений обучающихся:
 участие во Всероссийских, региональных и муниципальных конкурсах, выставках, фестивалях, проектах;
 отчеты творческих коллективов и мастерских;
 защита и презентации проектных и исследовательских работ;
 научно-практические конференции;
 участие в мероприятиях Центра
 социологические опросы обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей). 

Ожидаемые результаты реализации учебного плана

Ожидаемые результаты ориентированы на повышение роли дополнительного образования детей в городе Владимире и Владимирской области; интеграции основного общего и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего образования; формирование здорового и безопасного образа жизни; воспитание нравственных и духовных качеств, гражданской позиции; снижение негативных явлений в детской среде; поддержку социальных инициатив и достижений обучающихся, их творческое и интеллектуальное, профессиональное самоопределение.
Обучающиеся, которые результативно закончили курс дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы награждаются почетными грамотами или благодарностями. 
About us

Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам образования за счет средств физических и (или) юридических лиц


Численность обучающихся по реализуемым образовательным программам по договорам образования за счет средств физических и (или) юридических лиц